Выбор сюжета для пейзажа
Первый раз, когда вы выходите на лоно природы писать этюды, вы невольно задаете себе вопрос: «А что же писать и с чего начать?» Вокруг вас по всем направлениям прекрасная даль, подернутая синеватой дымкой, поля, луга, извивающаяся голубой лентой река, с прибрежными деревьями, кустарником или камышами, с какой-нибудь деревушкой на косогоре все это так и просится на картину. Если вы живете на берегу моря или озера и выйдете на берег, то и здесь столкнетесь с вопросом, что нужно захватить в поле вашего зрения, чтобы изображенный сюжет был интересным.
При выборе сюжета, т. е. того объекта, который должен быть изображен на вашем холсте или бумаге, необходимо считаться со многими данными с ними мы и познакомимся. Прежде всего для выбора сюжета необходимо иметь такое же развитое художественное чутье и чувство меры, как и при составлении красок, при композиции и вообще при рисовании с натуры.
Выбор сюжета есть задача чисто художественного свойства, а отнюдь не механическая, тем не менее, приходится, конечно, до известной степени считаться, например, с форматом бумаги, с тем количеством времени, которое вы намерены приблизительно посвятить данной работе, и, наконец, с той целью, которую вы преследуете в вашей работе.
Применительно к этому пишущий с натуры и приступает к работе. Если, например, вы желаете написать небольшой этюд, задаваясь целью тщательно нарисовать контур и взять правильное отношение красочных пятен одного какого-нибудь предмета, например ствола дерева, бревна, лодки, избушки, части берега с водой и т. д., то вы и располагаете на холсте этот предмет таким образом, чтобы этот главный предмет был по возможности крупнее. Понятно, величина главного предмета не должна быть настолько крупной, чтобы не оставалось места для фона, который служит для сравнения силы тона и света.
Без сравнения ближайшего предмета с окружающим его фоном трудно и почти невозможно взять правильное отношение тонов, даже в общей их массе. Наоборот, достаточно взять фон, хотя бы в общих, но правильных пятнах, вырисовав тщательно желаемый предмет, чтобы задача была достигнута.