Тональность картины
Лучший способ понять тональность картины — это изучить, каким образом она меняется на одной и той же сцене в зависимости от времени суток, времени года и погодных условий. Начните с самого очевидного — сравните тональность одной и той же сцены в солнечный и пасмурный день. Изучите, как меняется тональность той же сцены, когда один и тот же день попеременно бывает то солнечным, то пасмурным, или когда вслед за чередой солнечных дней неожиданно наступает ненастье. Поняв основные различия между атмосферой солнечного и пасмурного дня, перейдите к более тонким опенкам тональности, — начните изучать особенности утреннего, полуденного и вечернего света, обязательно отмечая изменения цвета в отдельных массах и изменения цветовых соотношений во всей картине в целом. Как и в случае с цветовыми соотношениями, начните изучение тональностей с очевидных различий и переходите к более тонким оттенкам.
Поняв разницу между тональностью солнечного и пасмурного дня, начните изучать особенности света при других, более тонких и специфических условиях:
• подернутым дымкой солнечным утром;
• в ясный солнечный полдень;
• в туманный день;
• в дождливый день и так далее.
Чем больше опыт, который мы приобрели, тем тоньше становятся различия, которые мы способны увидеть и проанализировать. Делайте маленькие этюды одной и той же сцены в разнос время суток и при разных погодных условиях — это самый лучший, самый быстрый и самый надежный способ понять, что такое тональность.
Эти этюды не должны быть ни детализированными, ни большими по формату (20 х 25 или 22,5 х 30 см). Для того чтобы зафиксировать тональность, вам достаточно будет нанести несколько основных цветов. Постепенно с помощью таких этюдов вы начнете открывать для себя тонкие различия между тональностью утреннего, дневного и вечернего света.