Пейзаж с далью
Другим видом этюда является пейзаж с далью, небом и видимым горизонтом. В таких случаях, когда требуется изобразить отдаленные предметы и горизонт, для облегчения задачи стараются поместить на первом плане какой-либо предмет, чтобы иметь возможность сравнивать силу окраски переднего плана с отдаленными предметами. Здесь, как и в предыдущем случае, предметы, расположенные ближе к зрителю, рисуются тщательнее, и по возможности берется натуральная окраска. Только таким образом можно правильно передать мягкость дали.
Указывая на два вышеупомянутые вида этюдов, мы не имели в виду только этими формами ограничить работу наших читателей на открытом воздухе. Описанные два вида этюдов являются наиболее типичными в той массе работ, которые могут быть исполнены при писании этюдов с натуры. Все то, что может быть подведено под общее понятие «этюда с натуры», в природе бесконечно разнообразно; рекомендовать поэтому писать какие-либо определенные мотивы было бы непростительной ошибкой. Наоборот, мы советуем нашим читателям писать с натуры все, что так или иначе привлечет их внимание.
Но при всем разнообразии сюжетов необходимо, однако, твердо помнить принцип последовательности, как об этом неоднократно говорилось в начале курса. Поэтому сначала берите самые простые сюжеты, например часть ствола дерева у корня и немного травы или один какой-нибудь камень, поросший зеленым мхом,-словом, начинайте с несложных предметов, но старайтесь, по возможности, как в красках, так и в рисунке, во всех деталях приблизиться к натуре. Затем постепенно можно усложнять работу, вводя все больше и больше предметов и увеличивая площадь, занимаемую ими в каждой отдельной работе. Только после одного-другого десятка нетрудных этюдов переходите к этюду пейзажу.