Краски при писании этюдов с натуры
Для писания этюдов с натуры можно прибавить к вашей палитре и некоторые другие краски, которыми вы до сих пор не пользовались. Дело в том, что в природе встречаются такие цвета, которые трудно, в особенности начинающему, составить из тех красок, которые нами были указаны вначале. Среди зеленых оттенков листвы есть такие тонкие переходы, что составить их из небольшого количества красок может только опытный художник.
Припомним теперь некоторые законы воздушной перспективы. В пейзаже воздушная перспектива как нельзя лучше видна в самой натуре. Чтобы составить себе ясное представление о воздушной перспективе, стоит только выйти ранним утром на берег моря или на поле и, став спиной к восходящему солнцу, посмотреть на горизонт. Все обширное пространство моря или полей, начиная от горизонта, как бы покрыто легкой голубой дымкой, так что настоящую окраску предметов вы видите только вблизи себя. Правда, по мере того как солнце поднимается над горизонтом, эта голубоватая дымка утра постепенно рассеивается, но все-таки даже в полдень горизонт и дальние предметы имеют голубовато-фиолетовую окраску, между тем как ближайшие предметы, ярко освещенные солнцем, имеют почти чистые тона красок.
Воздушная перспектива иначе называется «красочной перспективой», так как она рассматривает окраску предметов в зависимости от расстояния их от зрителя. Таким образом, воздушная перспектива основана на том, что красочность и яркость предметов ослабевают по мере их удаления от зрителя. На основании такого закона воздушной перспективы в этюдах и картинах как пейзажного, так и жанрового характера различают планы как контурные, так и красочные. Так, например, если изображаемый предмет находится вблизи зрителя, то на картине он займет место на первом плане, а все остальное в зависимости от расстояния будет изображено на втором, третьем и т. д. планах.
Второй категорией этюдов являются незаконченные работы, или так называемые нашлепки. Чтобы цель быстрого наброска была достигнута, достаточно положить широкой кистью три-четыре красочных пятна, связав их между собой. Если время будет вам позволять, то само художественное чутье ваше подскажет, что еще нужно прибавить, нарисовать тщательнее и более или менее выделить.