Техника написания этюдов с натуры

Летние этюды с натуры по техническому приему нужно подразделить приблизительно на две категории. К первой относятся этюды законченные, а ко второй этюды, исполняющиеся быстро, так называемые нашлепки. Такое от­носительное подразделение работ на воздухе может быть применено не только к акварели, но и к живописи масляными красками. Законченными этюдами называются те работы, в которых главной целью ставится не столько сюжет и картинность группировки изображаемых предметов, сколько штудировка форм и правильность красок. В этих работах допускается даже «засушивание» ри­сунка в ущерб сочности и мягкости красок, лишь бы достигнуть полного впе­чатления натуры.

Писание законченных этюдов есть изучение азбуки пейзажной живописи, поэтому чем больше будет исполнено вами законченных этюдов с натуры, тем большего успеха вы достигнете в пейзаже.

Но не всегда есть возможность доводить этюд до конца, а иногда даже не­обходимо после нескольких вполне законченных этюдов сделать два-три бы­стро, в какие-нибудь полчаса. Работы, исполненные с натуры в короткий срок, у художников носят специальное название «нашлепков». Представьте себе та­кой случай. Вы выходите в открытое поле. По небу плывут разорванные облака, время от времени заслоняющие лучи солнца, а вследствие этого на поверхно­сти земли попеременно появляются широкие пятна тени в одном месте и по­ляны, залитые солнцем. При отсутствии ветра отдельные облака плывут до­вольно медленно, во всяком случае, солнце бывает закрыто тучей минут двадцать-тридцать. Этот промежуток времени вполне достаточен, чтобы быстро схватить общий колорит солнечных пятен.

Вообще художнику, работающему под открытым небом, очень часто при­ходится наблюдать чрезвычайно красивые, но быстро меняющиеся явления при­роды, как например надвигающуюся грозовую черную тучу, заход солнца, кра­сивые комбинации и освещение облаков и т. д. Художник желает запечатлеть на бумаге красивый момент, который не повторится больше, а промежуток вре­мени для исполнения этой работы неизвестен художнику, и трудно даже приблизительно определить его. Как же быть в таких случаях и на что нуж­но обратить внимание, чтобы продуктивно использовать короткий срок времени?

В таких случаях поступают следующим образом. Контур карандашом либо совершенно не рисуют, а сразу пишут красками, либо набрасывают его несколькими линиями с таким расчетом, чтобы на контур было затрачено пять шесть минут. Затем быстро разводят необходимый тон краски и широкими пят­нами прокладывают в тех местах, где это необходимо, выдерживая взаимоотно­шения тонов между собой.

Понятно, что при таких условиях не приходится думать о законченности этюда. Здесь важно схватить общее впечатление, если же время позволяет, то можно вести работу и дальше, детальнее разрабатывая весь этюд одновре­менно, а не какую-нибудь отдельную его часть.

Этюды на воздухе вообще нельзя рассматривать как картину или са­мостоятельную композицию. Это тот же натюрморт, но только более слож­ный.

Ещё вам понравится

Поделитесь вдохновением

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *