Рисование головы с натуры
Рисование голов одна из самых трудных работ акварелью. Прежде всего это портрет, и тут нужно уже подлинное художественное чутье, для того чтобы портрет не носил характера натюрморта. В портрете преследуются две цели: во-первых, сходство с натурой и, во-вторых, живописная задача. Мы говорим в данном случае не о фотографическом сходстве портрета, а о сходстве индивидуальном и даже психологическом.
Недостаточно одного лишь правильного контура и правильности форм, нужно передать выражение глаз, психологию и характер человека. Недаром говорят, что глаза есть зеркало души, в котором отражаются малейшие душевные движения. Когда вы напишете десять-двенадцать голов с натуры, то вы сами убедитесь в правильности этого суждения.
В рисовании головы с натуры, как и в пейзаже, различают законченную работу и эскизную. Здесь мы снова проводим параллель между однотонным рисунком и рисунком в красках с одной и той же модели. Силу света и тени нужно одинаково выдерживать как в работе одним тоном, так и в работе красками, ибо в противном случае вы не получите рельефности формы головы. Благодаря правильному отношению светотени она имеет рельеф, или, как говорят художники, «она хорошо лепится», или «у нее хорошая лепка». Нужно еще заметить, что при писании -головы с натуры блики играют чрезвычайно важную роль.
Легче писать старческое лицо с резко очерченными формами, чем лицо юное. При рисовании портрета контур рисуется свинцовым карандашом очень тщательно, только разработав его подробно, приступаете к краскам. Порядок прокладки красок прежний, т. е. постепенное усиливание тонов.
В нашем курсе мы не помещаем рисования акварелью с натуры целой фигуры человека, основываясь на том, что всякий, кто основательно и последовательно пройдет курс акварели и рисования, без всяких затруднений справится и с фигурой.